Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Телефон доверия Главы КЧР:(8782) 26-65-00

 

 


сайт "Наша Победа"

Актуально

Состоялась встреча Президента России Владимира Путина с Главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым


Актуальное видео

Доклад-Послание Главы КЧР Р. Б. Темрезова о деятельности Правительства КЧР за 2014 год

Результаты:

Из каких средств массовой информации Вы предпочитаете узнавать новости?

    Интернет-ресурсы
  •  642 (76%)
  • Телевидение и Радио
  •  164 (19%)
  • Печатные СМИ
  •  38 (5%)
Инвестиционный портал КЧР: http://www.investkchr.com

Глава Карачаево-Черкесии выступил с Докладом-Посланием Народному Собранию

08:209 Апреля 2015
Просмотров :45825

Сегодня в Большом зале Дома Правительства состоялась церемония оглашения Доклада-Послания Главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова Народному Собранию республики. 

В церемонии приняли участие представители Аппарата Полномочного представителя Президента России в СКФО, депутаты и сенаторы от Карачаево-Черкесии, члены Правительства, руководители правоохранительных органов и силовых структур, территориальных подразделений федеральных структур, главы муниципальных городов и районов, представители духовенства, общественных организаций и средств массовой информации.

Церемония оглашения Доклада-Послания транслировалась в прямом эфире телеканала ГТРК «Карачаево-Черкесия» и «Архыз24», а также в эфире радиостанции «КЧР FM».

Стенограмма Доклада-Послания:

Уважаемые жители Карачаево-Черкесии! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы от Карачаево-Черкесии, депутаты Парламента республики, представители территориальных органов федеральных органов власти!

В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики представляю вашему вниманию очередной доклад-послание об итогах работы Правительства за 2014 год и задачах на будущее.

Очевидно, что оценка нашей работы должна учитывать экономическую ситуацию, сложившуюся в 2014 году, когда республика, как и вся страна, вступила в кризисный период.

Многого удалось достичь, и я сегодня об этом подробно расскажу, но в условиях замедления экономического развития, в первую очередь нам необходимо наметить конкретные меры по преодолению кризиса, по обеспечению условий для дальнейшего экономического роста, и самое главное, для социальной поддержки различных категорий граждан.

Сегодня экономика нашего государства переживает непростые времена. Один из самых острых вопросов – это ситуация в финансовой сфере, включая бюджеты регионов. С учетом общего комплекса внешнеполитических проблем осложняется инвестиционная деятельность, меняются параметры федерального бюджета и межбюджетных отношений. Это не может не сказаться на планах развития как Российской Федерации в целом, так и республики.

Вместе с тем, говоря о приоритетах, подчеркну главное – исполнение властью своих публичных социальных обязательств остается неизменным. Все, что мы запланировали в плане развития социальной сферы, поддержки различных категорий граждан, будет выполнено!

При этом у нас есть понимание, что в сложных экономических условиях, обусловленных ресурсными ограничениями, исполнение властью своих обязательств возможно только при условии жестких мер по стабилизации финансово-экономической ситуации. Это - бюджетная оптимизация, мобилизация внутренних резервов, отказ от неэффективных трат, поддержка реального сектора экономики и инвестиционной активности, решение проблем в жилищно-коммунальной сфере. Я называю те направления нашей работы, которые в качестве первоочередных, легли в основу регионального антикризисного плана и которые должны стать гарантией для сохранения стабильной экономической и социальной обстановки в республике, обеспечения благополучия всех ее жителей.

Сегодня мы уже ощутили негативное влияние кризиса на наполняемость бюджета доходами. По итогам прошлого года в бюджетную систему республики поступили доходы в размере, практически на уровне 2013 года, то есть без предусмотренного планом роста. Естественно, это не могло не сказаться на состоянии республиканского бюджета. Для исполнения всех принятых расходных обязательств мы вынуждены были пойти на увеличение долговой нагрузки. Здесь я хотел бы остановиться на том, что и управление налоговой служба Карачаево-Черкесской республики и управление федерального казначейства по Смоленской области не додали соответственно 428 млн. и 288 млн. рублей.(для справки: УФК по Смоленской области , в функции которого в 2014 году входило перераспределение между субъектами РФ аккумулируемых на его счете акцизов на нефтепродукты, уплачиваемых на территории РФ). Большая сумма, порядка 700 млн. рублей, могла быть направлена на развитие социальной сферы. Поэтому управлению налоговой службы необходимо повысить эффективность своей работы. Не следует останавливаться на прежних достижениях, позволивших, к слову, по итогам трех предпоследних лет выйти нашей республике из категории «высокодотационой».

А органам государственной власти и местного самоуправления республики и в дальнейшем надо обеспечивать тесное взаимодействие с налоговыми органами в данной работе.

В этой связи поручаю руководителям всех органов местного самоуправления завершить в текущем году перевод системы похозяйственного учета имущества населения в электронный вид, что позволит создать объективную базу налогообложения имущества физических лиц.

Управлению федеральной налоговой службы следует обратить внимание на тех предпринимателей, которые не желают платить налоги. В условиях экономического кризиса мы не рассматриваем возможность улучшения своего финансового положения за счет увеличения налогового бремени, даже наоборот, собираемся его понижать, но и мириться с неплательщиками налогов мы не намерены.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, нам удалось обеспечить рост денежных доходов населения в целом более, чем на 11%, а заработной платы - почти чем на 10%. Задачи, поставленные в этой области Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным «майскими» указами 2012 года, мы выполнили в полном объеме. При этом, если в 2011 году средняя заработная плата в целом по республике составляла 53,3% от среднероссийского уровня, то в прошлом году – уже порядка 60%! По итогам реализации «майских» указов в социальной сфере в медиа-рейтинге одной из ведущих в стране аналитических информационных компаний «Медиология» Карачаево-Черкесия в прошлом году заняла пятое место среди регионов страны.

Правительству республики необходимо и в дальнейшем держать вопрос обеспечения установленных Указами индикаторов по размеру заработной платы работников бюджетной сферы на постоянном контроле. Еще раз подчеркну, что руководителям профильных органов исполнительной власти, подведомственных учреждений необходимо продолжить работу в трудовых коллективах по разъяснению основных положений «майских» указов. Люди должны четко понимать, из чего складывается их заработная плата.

Работники учреждений должны быть уверены, что размер выплачиваемой им заработной платы напрямую зависит от эффективности их труда. Это условие должно быть ключевым в отраслевых Положениях, регламентирующих порядок оплаты труда работников бюджетной сферы.

Да и не только бюджетной сферы, а во всех без исключения отраслях экономики.

Сложная экономическая ситуация требует от властей и бизнеса принятия решений по обеспечению опережающего роста производительности труда, как непреложного условия развития экономики.

Как было сказано ранее, экономический кризис затронул Карачаево-Черкесию самым непосредственным образом: в связи со снижением спроса, в истекшем году на 22,3% сократился объем промышленного производства, прежде всего, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, электро- и электронного оборудования, текстильного и швейного производства.

При этом, предприятия деревообрабатывающей, химической и пищевой промышленности сработали с положительной динамикой.

Перед республикой стоит задача недопущения дальнейшего сокращения объемов производства, а также - обеспечения устойчивого развития отрасли. В этой связи нам необходимо поддержать и сохранить действующие предприятия, а местным производителям суметь использовать появившийся в связи с сокращением импорта товаров в Российскую Федерацию шанс заполнить высвобождающиеся ниши высококачественной продукцией.

Как я уже отмечал ранее в Инвестиционном Послании на 2015 год, перед нами стоит задача создания благоприятных условий для инвесторов. Прежде всего, надо заинтересовать своих предпринимателей в желании реинвестирования, то есть вкладывания заработанных здесь денег в экономику республики. Бизнес должен доверять власти, а власть - гарантировать бизнесу предсказуемость правил и их стабильность. Только при этом условии можно говорить о привлечении инвесторов извне.

В этой связи выход из осложнившейся экономической ситуации в первую очередь мы увязываем со стабильной деятельностью наших основных стратегических партнеров: ЗАО «Кавказцемент», ОАО «Русгидро», ЗАО «Урупский ГОК», ООО автомобильная компания «Дервейс» и ряда других, являющихся на протяжении многих лет системообразующими предприятиями для республики, обеспечивающими не только стабильное пополнение республиканского бюджета, но и гарантированные рабочие места для тысяч жителей региона. Я не буду останавливаться подробно на инвестиционных проектах, которые сегодня реализуются. Многие из вас о них знают, в том числе и о строительстве нового цементного завода и новых предприятий ООО «РусГидро».

В целом на развитие экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году направлено свыше 21 миллиарда рублей инвестиций, из которых 15 миллиардов - внебюджетные инвестиции, что эквивалентно семидесяти двум процентам бюджета республики. Этот показатель наглядно характеризует масштабность инвестиционной активности в регионе!

Важная деталь. За последние годы мы совершили мощный рывок в обеспечении республики объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Построено 258 объектов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, газо- и водоснабжения, в том числе 134 в 2014 году!

При этом, несмотря на кризис, не сбавляет набранных ранее темпов развития строительная отрасль, обеспечившая в минувшем году увеличение объемов строительства до шестнадцати миллиардов шестисот миллионов рублей.

Введено в эксплуатацию более 170 тысяч квадратных метров жилья, что в полтора раза превышает объемы введенной в 2013 году жилой площади.

Серьезных сдвигов нам удалось обеспечить в работе по переселению граждан из аварийного жилого фонда.

В 2014 году полностью выполнены показатели «дорожной карты» согласно Указу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года № 600, и по данному направлению работы в рейтинге восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации республика занимает 9 место.

В рамках республиканской программы переселения граждан из аварийного жилого фонда, рассчитанной до 2017 года, в двух населенных пунктах – городе Усть-Джегута и селе Чапаевское – ведем строительство трех многоквартирных жилых домов, сроки сдачи в эксплуатацию которых намечен на конец текущего года. Переселение граждан из аварийного жилья в новые дома, построенные по современным технологиям, будет осуществлено в республике впервые. При принятии данного решения мы руководствовались как необходимостью обеспечения людей качественным и удобным жильем, так и экономической целесообразностью направления средств в поддержку строительной отрасли, имеющей, как известно, мультипликативный эффект для развития экономики в целом.

Данный вопрос я держу на личном контроле. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики, как государственному заказчику данной программы, необходимо обеспечить ее реализацию на самом высоком уровне.

Обеспечению граждан доступным и комфортным жильем способствует, также, успешная реализация в республике программы «Жилье - молодым», в рамках которой только в минувшем году нам удалось обеспечить жильем 390 семей! При этом, с учетом изменившихся правил, в первоочередном порядке жилье получили семьи, имеющие трех и более детей. Думаю, такая поддержка многодетных семей благоприятно скажется не только на укреплении института семьи в республике, но и на демографической ситуации в целом.

Кроме того, улучшили свои жилищные условия 43 семьи, проживающие в сельской местности, по программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

В прошлом году 986 семей в целях улучшения жилищных условий воспользовались ипотечными кредитами банков.

Вместе с тем, запущенный в республике механизм государственной поддержки граждан, получающих ипотечные кредиты, в виде субсидирования республиканским бюджетом части расходов по кредитованию, из-за влияния кризиса так и не заработал. Сбербанк увеличил процентную ставку, и это сделало неприемлемым для граждан участие в данной Программе.

В текущем году Правительству республики нужно принять меры по обеспечению возможности населения в получении господдержки ипотечного кредитования, как одной из составляющих нашей работы по исполнению Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года № 600.

Злободневным вопросом сегодня остается качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Цены и тарифы, содержание и ремонт жилого фонда – это те проблемы, которые жители республики ставят перед властями в первую очередь и которые порой годами остаются нерешенными. У населения накопилось много вопросов, причем, обоснованных, к работе управляющих компаний. Причем, многие из них возникают в связи с недостаточной информированностью людей, отсутствием прозрачности в работе управляющих компаний.

Проводимая с сентября прошлого года в республике процедура лицензирования этих компаний Управлением государственного жилищного надзора должна гарантировать недопущение к управлению домами компаний, зарекомендовавших себя с негативной стороны. Через месяц процедура лицензирования завершается.

Предупреждаю министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики, начальника Управления государственного жилищного надзора, а также – глав органов местного самоуправления о персональной ответственности в сфере своих полномочий за допуск на рынок жилищных услуг недобросовестных компаний.

Серьезного внимания требует ситуация, связанная с новыми положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагающего проведение капитального ремонта жилого фонда за счет средств собственников.

В республике создан региональный оператор - некоммерческая организация «Фонд обеспечения и организации капитального ремонта многоквартирных домов», утверждена соответствующая программа ремонта домов до 2044 года. Однако, в ней нет четкого перечня домов с адресами и сроками их ремонта.

Мы не должны допустить, чтобы взносы граждан на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах воспринимались гражданами, как дополнительная необоснованная форма платежей.

Уверен, что эффективность реализации программы напрямую будет зависеть от того, насколько люди проинформированы о перспективах ремонта каждого конкретного дома, от гарантированности направления средств каждого плательщика на ремонт именно его дома. Пусть не в этом году, пусть – в перспективе, но гарантия у человека быть должна!

Поручаю Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики обеспечить максимальную прозрачность и информированность граждан в этом вопросе, безотлагательно разместить на сайтах Регионального оператора и муниципальных образований списки включенных в программу ремонта домов с указанием конкретных сроков проведения их капитального ремонта.

На повышение качества жизни населения республики направлена и реализация республиканского закона «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей». За весь период действия закона (с июня 2012 года) поступило 1925 заявлений, по которым земельные участки получили 782 семьи. Хочу отметить, что в 2014 году работа по предоставлению земельных участков многодетным семьям существенно активизировалась, - из предоставленных с 2012 года участков, 90% выделено именно в прошлом году.

С целью сокращения затрат многодетных семей на строительство жилых домой в 2014 году за счет республиканского бюджета проведены работы по устройству водопроводных сетей к 98 земельным участкам в населенных пунктах Малокарачаевского и Абазинского муниципальных районов. Кроме того, в муниципальную собственность Малокарачаевского района из республиканской передан земельный участок площадью 42 гектара, в результате чего 221 многодетная семья получила земельные участки.

Вместе с тем, ситуация в целом не может нас устраивать. Задача предоставления земельных участков многодетным семьям должна быть приоритетной для всех глав органов местного самоуправления. Это поручение Президента Российской Федерации и не должно быть никаких отговорок по причинам его неисполнения.

Проблемой в реализации этого закона является отсутствие свободных земель в административных центрах, наиболее востребованных заявителями. Необходимо находить альтернативные варианты выбора земельных участков в населенных пунктах, где есть такая возможность и предлагать их желающим. Тем более, что законодательство позволяет это делать.

Особо хочу остановиться на развитии дорожного строительства в республике. С созданием регионального дорожного фонда в 2012 году мы кардинально изменили подходы к работе по приведению дорог в республике в состояние, соответствующее нормативному.

В 2014 году на финансовое обеспечение дорожной деятельности направлено свыше одного миллиарда трехсот миллионов рублей, что позволило отремонтировать 185 километров дорожных покрытий дорог регионального и муниципального значения, 61 тысячу квадратных метров дворовых территорий. Кроме того, произведен ремонт федеральных автомобильных дорог протяженностью более 71 километра.

В прошлом году силами федерального дорожного агентства с опережением графика завершено строительство уникального по своим техническим характеристикам моста-эстакады через реку Кубань протяженностью более 800 погонных метров, где интенсивность движения составляет порядка 40 тысяч автомобилей в сутки; а также - моста через реку Теберда при въезде в г. Карачаевск. Строительство этих двух объектов позволило существенно увеличить пропускную способность на самом загруженном участке федеральной автомобильной дороги Черкесск – Домбай.

В 2014 году федеральным дорожным агентством, в рамках мероприятий по обеспечению электроосвещения населенных пунктов, расположенных вдоль федеральных трасс, введены в эксплуатацию 4 объекта электроосвещения федеральной трассы Черкесск-Домбай протяженностью 45 километров, в том числе два въезда в республиканскую столицу.

У нас есть полная уверенность в том, никакие финансовые сложности не отразятся на темпах и качестве работ в дорожной деятельности и в 2015 году. Это мое прямое поручение министерству промышленности и энергетики республики. Надо помнить, что состояние дорог является не только обязательным условием для развития бизнеса в регионе, но и, что немаловажно, - повышения доступности таких наших курортов, как Теберда, Домбай, Архыз.

На развитии туристической отрасли я остановлюсь отдельно. В 2014 году внутренний туристический поток в республике возрос к уровню 2013 года на 40% и превысил 700 тысяч человек. Такой рост туристической активности достигнут, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса Романтик всесезонного горного курорта «Архыз».

Вспомните, еще 3 года назад, на площадке не было ровным счетом ничего, а сегодня имеем полноценный функционирующий и востребованный первый курортный поселок.

Да, для того, чтобы курорт запустить, потребовались серьезные средства, как бюджетные, так инвесторов. Но эти средства вполне оправданы - с каждым днем «Архыз» становится все более привлекательным. Если в прошлом горнолыжном сезоне поселок Романтик посетило 20 тысяч человек, а за весь год – 100 тысяч, то уже в этом году в сезон на «Архызе» только официально было куплено 100 тысяч ски-пассов! 

Вместе с тем, я далек от мысли, что курорт уже построен и всегда подчеркиваю – курорт только в самом начале пути. По предварительным подсчетам, с выходом на проектную мощность к 2022 году, туристический поток превысит 500 тысяч человек в год.

Это большая цифра и большие обязательства. Предстоит много сделать и с точки зрения строительства гостиничной и горнолыжной инфраструктуры, и с точки зрения развития сервиса. Мы внимательно следим за отзывами посетителей курорта в социальных сетях, я лично общаюсь с туристами прямо в «Архызе» и хочу сказать, что людям нравится. Это хорошо, но, ни в коем случае не должно успокаивать, а только подстегивать к большой совместной работе, как власти республики, так и «Курорты Северного Кавказа», а также частных инвесторов. Мы, конечно, не ждем от вложения в курорт сиюминутной налоговой отдачи, но мы понимаем, что «Архыз», как Домбай и Теберда – это лицо республики, залог нашей инвестиционной привлекательности, локомотивы для развития десятков смежных отраслей экономики, создания тысячи рабочих мест для местных жителей. И что немаловажно, с развитием всесезонного горно-климатического курорта «Архыз» мы увязываем решение инфраструктурных проблем, как это получилось с газом и водой, которые появились в населенных пунктах Архызского ущелья только благодаря реализации данного проекта.

В сфере туризма у нас есть много интересных проектов, которые предлагает сама природа. С каждым годом растет число отдыхающих на высокогорном нарзанном источнике Пхия. Это так называемый «народный» курорт, где на площади 200 квадратных метров из недр земли выходят на поверхность 17 различных источников минеральной воды. Учитывая уникальность и многопрофильность целебных свойств источников, а также близость к современному курорту «Архыз», мы планируем их объединить новой дорогой и тогда мы можем вполне серьезно говорить о всесезонности курорта Архыз.

Также обращаю внимание нашего профильного министерства туризма, курортов и молодежной политики на то, чтобы активнее продвигали возможности республики в плане пешеходного, исторического, познавательного и других видов туризма.

Учитывая задачи, поставленные Президентом страны в плане импортозамещения, нам необходимо сконцентрировать усилия на создании условий для становления туризма профилирующей отраслью республики, вносящей более существенный вклад в структуру нашего внутреннего регионального продукта.

Особая роль в преодолении вызовов, обусловленных как рисками внешнеэкономического порядка, так и внутренними ограничениями, отводится агропромышленному комплексу, занимающему по объемам производства в структуре валового регионального продукта Карачаево-Черкесской Республики второе место (18,4%) и обеспечивающему на протяжении последних лет устойчивую динамику роста.

Однако, сложные экономические условия 2014 года внесли свои коррективы и в работу сельскохозяйственной отрасли, объем производства продукции которой составил 22,5 миллиарда рублей со снижением к уровню 2013 года на 4,6%.

Учитывая актуальность темы импортозамещения в современных экономических и политических условиях, когда перед регионами страны стоит задача обеспечения продовольственной независимости, поддержка этой отрасли требует сегодня особого внимания.

В прошлом году на меры государственной поддержки сельхозпроизводителей направлено более миллиарда трехсот миллионов рублей бюджетных средств. Хочу отметить достаточно эффективную работу отраслевого министерства по привлечению в республику средств федерального бюджета. Если в 2013 году на рубль республиканских средств, вложенных в поддержку отрасли, привлечено 8 рублей федеральных средств, то в прошлом году удалось в полтора раза повысить этот показатель и довести его до 13 рублей!

При этом, у нас самый высокий уровень доведения средств государственной поддержки до предпринимателей среди субъектов Российской Федерации, чему была дана соответствующая оценка отраслевым федеральным министерством.

Земледельцы республики в 2014 году по урожайности зерновых культур заняли второе место после Краснодарского края, а по урожайности кукурузы мы опередили краснодарцев, став первыми в Российской Федерации! Неплохая результативность достигнута и свекловодами республики, обеспечившими по урожайности свёклы третье место в стране!

Наши сельхозпроизводители практически полностью удовлетворяют потребность населения Карачаево-Черкесии в сельскохозяйственной продукции, а реализация республиканской государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2020 года» позволит республике внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны в части производства мяса, мясных и колбасных изделий, молочной продукции, сахара, картофеля.

В области животноводства, как мясного, так и молочного, в минувшем году мы делали акцент на улучшение продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. В последние годы достаточно успешно формируется сеть племенных хозяйств – их число доведено уже до тридцати двух, по этому показателю мы занимаем 18 место среди субъектов Российской Федерации.

Если говорить о мерах государственной поддержки, то хочу остановиться на проблеме, являющейся, на мой взгляд, сдерживающим фактором развития отрасли. Речь идет о высокой доле производства сельхозпродукции личными подсобными хозяйствами (свыше 50%). С одной стороны, это факт, свидетельствующий о трудолюбии жителей села, но, с другой стороны, эти люди, порой по незнанию, ограничивают себя в возможности получения всего, достаточно обширного, спектра мер государственной поддержки.

Министерству сельского хозяйства республики надо активнее проводить разъяснительную работу с населением по переводу их деятельности в русло крестьянских фермерских хозяйств или сельхозорганизаций. Не буду лукавить - здесь интерес обоюдный. Всякая мера государственной поддержки увязывается с созданием новых рабочих мест, с увеличением налоговых поступлений в бюджет республики, то есть, направлена, в конечном итоге, на обеспечение экономической и социальной устойчивости в регионе.

Надо, также, продумать механизм гарантированного обеспечения наших аграриев собственными качественными и высокопродуктивными семенами зерновых культур. Насколько я знаю, одно предприятие этим уже занимается, будем получать государственную поддержку. Запишите себе соответствующее поручение./ 

Развитие отрасли «Сельское хозяйство» в республике неотрывно увязывается с обеспечением комфортной среды проживания населения в сельской местности, повышением уровня инженерного и социального обустройства сельских населенных пунктов.

Карачаево-Черкесия уже четвертый год успешно реализует мероприятия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий», направленные на строительство и реконструкцию систем водо- и газоснабжения, создание объектов социальной инфраструктуры на селе.

Отличительной особенностью развития газоснабжения в республике в прошлом году явилось выполнение плана-графика синхронизации работ по газификации региона, утвержденного мною и Председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером в рамках соответствующего Соглашения. План-график предполагает параллельное строительство магистральных подводящих и локальных разводящих сетей в соответствующих населенных пунктах.

По данному соглашению уже построены межпоселковые газопроводы: Сторожевая - Преградная с отводом на Медногорский; Карачаевск - Новая Теберда - Нижняя Теберда – город Теберда; Кардоникская - Маруха; Кардоникская – Хасаут-Греческий. Кроме того, в рамках Программы завершена разработка проектно-сметной документации и планируется строительство в 2015-2016 годах межпоселкового газопровода от села Даусуз до села Хуса-Кардоник; аул Инжичишхо – хутор Фроловский; аул Джегута - аул Кызыл-Кала; Сторожевая - хутор Лесокефарь; станица Преградная - село Кызыл-Уруп с отводом на хутор Большевик; поселок Медногорский - село Уруп.

Кроме того, завершено строительство первого этапа газопровода «Карачаевск-Теберда» протяженностью 15,6 километра до аула Нижняя Теберда. В ближайших планах – дальнейшее строительство газопровода в направлении курортного поселка Домбай. Это еще один прорыв в области газификации республики, аналогичный тому, который связан с газификацией Урупского района.

Всего в минувшем году ведено более 93 километров газовых сетей. При этом, ввод мощностей по газовым сетям в сельской местности в 2014 году к 2013 году возрос в 2 раза, а к 2011 году – почти в 4 раза!

Первичный пуск газа осуществлен в селе Красный Восток. В селах Хасаут Греческое, Маруха, Нижняя Ермоловка, ауле Нижняя Теберда, поселке Архыз, как я уже отмечал, уже построены локальные разводящие газовые сети, идут пусконаладочные работы. Уже в первом полугодии текущего года первичный пуск газа планируем осуществить и в этих населенных пунктах.

Что касается водоснабжения, то задача по его завершению во всех населенных пунктах республики поставлена была мною до 2016 года. И надо сказать – работы идут по графику.

Мы их разделили на три этапа:

Первый – обеспечение водой тех населенных пунктов, где централизованное водоснабжение отсутствовало в принципе, – этот этап практически завершен – центральное водоснабжение проведено во все населенные пункты республики;

По второму этапу - реконструкции и замене центральных напорных водоводов, полная или частичная реконструкция проведена в 58 населенных пунктах. К примеру, в 2014 году проведена реконструкция водозаборных сооружений, напорных водоводов и частичная замена разводящих сетей сразу в трех высокогорных населенных пунктах: аулах Карт-Джурт, Хурзук и Учкулан, где такие масштабные работы по реконструкции и капитальному ремонту систем водоснабжения не проводились более 25 лет!

Сейчас идет реализация третьего этапа - строительство групповых водопроводов: пущен в эксплуатацию Урупский групповой водовод, первый этап Карачаевского сельского водовода, планируется реконструкция Хабезского группового водовода, строительство Ермоловского группового водовода.

Всего ввод мощностей водопроводных сетей возрос в прошлом году в два с половиной раза.

При этом, упор делается на устройство подрусловых самотечных водоводов с использованием пресных подземных вод, соответствующих всем требованиям СанПина, что не только исключает использование электроэнергии, существенно сокращая размер тарифа, но гарантирует потребление экологически чистой воды.

Решение инфраструктурных вопросов на селе должно вестись комплексно с благоустройством сельских территорий. По моему поручению проводится реконструкция центральных парков в городах и районных скверах. Завершена работа по благоустройству парков в Усть-Джегуте, ст. Зеленчукская, в с. Чапаевское. Прошу глав местного самоуправления определить для себя эту задачу в качестве одной из приоритетных.

Отдельно хочу остановиться на проблемах малого и среднего бизнеса, играющего ключевую роль в выходе из кризиса. Его поддержке отведен существенный блок поручений Президента России, озвученных в его Послании Федеральному Собранию, а также в утвержденном в республике плане антикризисных мер. Тема поддержки малого и среднего бизнеса в сложившихся непростых условиях, была вынесена отдельным вопросом на прошедшем во вторник в Москве заседании Государственного Совета Российской Федерации, на котором Глава государства подчеркнул, что развитие этого сектора является одним из залогов успеха всего экономического развития страны.

Бизнес ждет от нас ясных и четких правил, а также, действий в будущем, направленных на сохранение и повышение инвестиционной привлекательности региона, создание комфортной среды для ведения предпринимательской деятельности.

Мы должны сконцентрироваться вокруг вопросов борьбы с волокитой и коррупцией, обеспечения доступности кредитных ресурсов.

С целью изучения и внедрения в республике лучших практик субъектов Российской Федерации по созданию благоприятного предпринимательского климата у нас образована рабочая группа, разработана так называемая «дорожная карта».

Прежде всего, мы приступили к упрощению процедуры выдачи разрешения на строительство. Сегодня предпринимателю необходимо пройти в среднем 14 обязательных процедур! Время получения разрешения на строительство в республике составляет в среднем около 260 дней. И эти сроки далеко не окончательны и зависят, порой, от личной позиции руководства муниципалитетов. Это, зачастую, нежеланием чиновников того или иного уровня идти навстречу. Я считаю, что так работа не должна строиться. Первые интересанты развития малого и среднего бизнеса, это, конечно же - муниципалитеты.

Напомню, что на инвестиционном форуме «Россия зовет!» Президент страны настойчиво потребовал предельно ускорить внедрение «дорожных карт» по упрощению бюрократических процедур в этой сфере. Поручаю Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР активизировать работу по внедрению лучшего опыта и уже к концу текущего года разработать единый регламент данной процедуры, сократив срок выдачи разрешения на строительство не менее, чем на треть.

Нет у нас единого и четкого регламента предоставления услуги по подключению к электрическим, тепловым и газовым сетям, что также сопряжено с тратой предпринимателем значительных средств и времени.

Правительству республики следует заключить соглашения с ресурсоснабжающими организациями, в рамках которых необходимо выработать этот регламент и обеспечить его исполнение.

Одно из ключевых направлений нашей работы в 2015 году - реальное исполнение всех пунктов региональной «Дорожной карты внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата». Организация этой работы – зона ответственности Министерства экономического развития республики.

В этом году начата реализация мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и на муниципальном уровне.

О необходимости разработки муниципальных инвестиционных программ, скоординированных с инвестиционными программами естественных монополий на соответствующих территориях, я уже говорил в своем инвестиционном Послании, однако существенного сдвига в этом направлении не ощущается.

В каждом муниципальном образовании в обязательном порядке должен быть разработан и внедрен в полном объеме план действий по улучшению условий для ведения бизнеса. Это зона персональной ответственности Глав администраций муниципалитетов.

А министерству финансов поручаю внести предложения по порядку стимулирования тех муниципалитетов, которых обеспечивают наиболее эффективную работу в обеспечении благоприятных условий для ведения бизнеса./

Не менее важным аспектом жизнедеятельности общества, наряду с экономикой, является социальная сфера.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства республики в 2014 году являлась работа, направленная на повышение доступности и качества образовательных услуг. В отрасль «Образование» вложено около трети средств бюджета республики, с ростом к 2013 году на 15%.

Начну с системы дошкольного образования. В рамках реализации 599 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года нам удалось построить и реконструировать 17 дошкольных учреждений, благодаря чему на 1455 человек возросло число детей, реализовавших свое право на дошкольное образование. У этих детей появились условия для повышения уровня их общего развития, коммуникабельности и адаптации к внешнему миру.

В целом, с момента начала реализации Указа, очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет сократилась более чем вдвое - с 5017 детей до 2096. А всего за период с 2011 по 2014 год у нас введено 33 детских дошкольных учреждения! При этом, как известно, в последние несколько десятилетий сеть детских дошкольных учреждений только сокращалась.

Дать оценку масштабности и затратности этой работы можно по следующим показателям: в прошлом году на выполнение государственной задачи – ликвидации очередности мест в дошкольные учреждения, затрачено 1 млрд. 33 миллиона рублей. При том, что из федерального бюджета на эти цели получили лишь 23 %. Это колоссальная нагрузка на региональный бюджет, а на 2015 год она будет еще больше, при ожидаемой помощи из федерального бюджета всего лишь на 8% от общей потребности.

В этой связи я благодарен землякам-предпринимателям, которые за свои собственные средства построили в республике 8 детских садиков. Это ощутимый вклад в развитие региона.

  Полностью ликвидирована очередь в четырех муниципальных районах – Хабезском, Ногайском, Урупском и Адыге-Хабльском. Динамика значительного снижения очередности отмечается еще в двух муниципальных районах - Прикубанском и Карачаевском.  

Учитывая высокую рождаемость в республике (свыше 6 тысяч детей в год), перед нами стоит напряженная задача полной ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения и строительства для этого до конца текущего года ещё 15 организаций дошкольного образования.

Отмечу, что в республике достаточно эффективно реализуются проекты «Школа плюс детский сад», позволяющие более эффективно использовать мощности зданий и в перспективе, при изменении демографической ситуации, перепрофилировать детсадовские помещения под учебные классы. Но не в полной мере еще используются возможности застройщиков по выделению первых этажей строящихся многоквартирных домов под детские сады. Обращаю на это внимание Минстроя республики. А министерству образования и науки Карачаево-Черкесии следует активнее внедрять альтернативные формы решения проблемы дефицита мест в дошкольные учреждения, прежде всего - за счет создания частных и семейных детских садов.

В прошлом году на сайтах всех муниципальных образований мы внедрили «электронную очередь» в детские дошкольные учреждения, автоматическая система которой должна являться препятствием для любой её корректировки. У людей появилась возможность не только направить заявление, не выходя из дома, но и проконтролировать продвижение очереди. Это очень важный шаг в обеспечении прозрачности процедуры предоставления мест в детских дошкольных учреждениях, в недопущении коррупционных проявлений в этом вопросе!

Что касается системы общего образования, то основным показателем его качества является государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах. В 2014 году не только республика, но и вся страна увидела, что экзамен может проводиться максимально эффективно. Высокая оценка организации проведения экзаменов в Карачаево-Черкесии в минувшем году была дана вице-премьером России Ольгой Голодец и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

  В то же время объективность проведения экзаменов показала реальную картину того уровня знаний, который получают сегодня в школах наши дети. 
  К сожалению, среднее количество баллов по многим предметам у школьников республики оказалось ниже общероссийского уровня. 
  Чем можно объяснить эти результаты? 
  Обращаюсь к министерству образования КЧР. Дана ли объективная оценка этой ситуации? Увязывался ли вопрос аккредитации школ с результативностью их деятельности? 
И прочувствовали ли руководители образовательных учреждений, допустивших низкий уровень знаний своих выпускников, на размере своего денежного вознаграждения ответственность за результат своей руководящей деятельности?

Объективности ради скажу, что некоторые наши школы дали результаты, намного превзошедшие среднероссийские.

К примеру, уровень знаний выпускников средней образовательной школы №1 поселка Медногорский по 7 предметам из 11 превышает среднероссийский, и по всем 11 предметам – среднереспубликанский показатель.

Что мешает министерству образования и науки КЧР изучить опыт этой школы и многих, поверьте, имеющих аналогичные результаты, и распространить его на другие учебные заведения?

Нельзя мириться с тем, что наши дети имеют неодинаковые стартовые возможности в доступе к получению выбранной профессии, ведь единый государственный экзамен является одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным – в ВУЗ.

Не снимаю в этом вопросе ответственность и с руководства органов местного самоуправления, осуществляющих переданные на муниципальный уровень полномочия в сфере образования, включая решение кадровых вопросов.

Девиз «Дети – наше будущее!» должен быть не застывшей догмой, а руководством к активным действиям!

Поручаю Министерству образования и науки КЧР провести мониторинг качества образования в разрезе каждого учебного заведения и уже к концу учебного года по его результатам внести кадровые предложения.

По итогам 2014 года заработная плата всех категорий работников системы образования выросла в объеме, превышающем требуемые соответствующими Указами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина размеры.

На повышение престижности преподавательского труда был направлен проведенный в прошлом году конкурс, по результатам которого 4 учителя получили поощрение из федерального бюджета по 200 тысяч рублей и 16 учителей - из республиканского бюджета по 50 тысяч рублей.

Я благодарен ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему за поддержку моей просьбы – принять на стажировку в МГУ 50 преподавателей русского языка и литературы из нашей республики. На повышение качества преподавания будет направлена также утвержденная мною система грантовой поддержки для учителей русского и родных языков. Также поручаю министерству образования и науки республики вернуть количество часов по родным языкам на прежний уровень.

Продолжились в минувшем году работы по укреплению материально-технической базы объектов среднего общего образования.

Завершена реконструкция средней образовательной школы в поселке Новый Карачай Карачаевского района с организацией детского сада на 50 мест, до 80-процентной готовности доведено строительство двух школ в Карачаевске и Черкесске, рассчитанных на 1260 учащихся. В 4 квартале текущего года планируем ввести объекты в эксплуатацию.

Кроме того, в рамках программы развития сельских территорий ведется строительство школы в селе Холоднородниковское Прикубанского муниципального района. В ходе строительства в проект были внесены изменения в части включения в него детского сада на 75 мест.

В 2014 году за счет увеличения на четверть бюджетных ассигнований учащиеся 1-6 классов были полностью обеспечены учебниками; кроме того было издано 13 наименований учебников и учебных пособий на родных языках.

В 2015 году отрасль «Образование» будет оставаться приоритетной в работе Правительства республики.

Не менее важным направлением нашей деятельности является развитие системы здравоохранения, обеспечение населения доступной медицинской помощью, направленной на повышение качества жизни каждого конкретного человека и ее продолжительности.

Карачаево-Черкесия второй год подряд занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации по продолжительности жизни населения, что составляет 73,9 лет, более чем на 3 года превышая среднероссийский показатель. В республике наметилась тенденция снижения младенческой смертности, два года не допускаются случаи материнской смертности.

Ушло в прошлое то время, когда система здравоохранения финансировалась по остаточному принципу. Успешное завершение в 2014 году реализации Программы модернизации существенно укрепило материально-техническую базу медицинских учреждений. В минувшем году мы завершили реконструкцию республиканского перинатального центра и республиканской клинической больницы, введен в эксплуатацию стационар республиканского противотуберкулезного диспансера на 80 коек, завершен капитальный ремонт кожно-венерологического диспансера.

Полностью переоснащена наркологическая служба, где впервые в республике открыто отделение медико-санитарной реабилитации. Проведен капитальный ремонт и обновлено оборудование республиканской детской стоматологической поликлиники, помещения которой капитально не ремонтировались со дня ввода здания в эксплуатацию.

Важным итогом наших договоренностей с Министерством здравоохранения Российской Федерации явилось включение в федеральную программу строительство республиканской многопрофильной детской больницы, а также – республиканского онкологического диспансера, к возведению которых мы уже приступили. Напомню, что в республике со дня ее становления детской республиканской больницы не было.

 В республике создана сеть фельдшерско-акушерских пунктов, максимально приближающих медицинские услуги к населению. Только за прошлый год введено 5 ФАПов!  

Приобретено 329 единиц высокотехнологичного оборудования, в том числе 8 реанемобилей на базе автомобиля Форд.

Благодаря созданию в Карачаево-Черкесии оснащенного современным оборудованием сосудистого центра, только за прошлый год жителям республики выполнено более 160 высокотехнологичных операций, которые раньше делались в других регионах. Это, а также – внедренная у нас трехуровневая система оказания медицинской помощи, способствовало значительному снижению уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  Несмотря на все преобразования, а их гораздо больше, чем позволяет отметить формат доклада, нам не удалось еще добиться главного – удовлетворенности населением качеством оказываемых медицинских услуг. Зачастую граждане сталкиваются с невниманием, а порой - просто пренебрежительным отношением к своим проблемам со стороны медицинских работников. И никакие объективные причины, связанные с бумажным валом, высокими нагрузками, не могут быть оправданием равнодушия к человеческой боли! Здесь бы я хотел обратить внимание и министерства здравоохранения республики и всех работников медицинской сферы, мы за последние годы достаточно серьезно увеличили заработную плату медицинским работникам. Ваша основная задача - внимательное и бережное отношение к нашим людям. Мы часто сталкиваемся с тем, что поступают жалобы на то, что приходиться покупать медикаменты, которые больные должны получать бесплатно. По моему распоряжению в каждом отделении каждой больницы вывешен такой список. Но в то же время, жалобы продолжают поступать.  

По-прежнему сохраняется отрицательная оценка гражданами деятельности онкологической службы. Недавно в республиканском диспансере сменился руководитель, пришла молодая команда врачей, существенно обновлена материально-техническая база, как я уже говорил, ведем строительство нового здания для онкодиспансера. Надеюсь, комплекс всех этих мер позволит изменить ситуацию в корне.

Много вопросов возникает у людей по проблеме обеспечения лекарственными препаратами, в том числе, и льготными. Обоснованность жалоб населения была подтверждена итогами проведенной в прошлом году по моему указанию проверки медицинских учреждений.

Поручаю Министерству здравоохранения совместно с контрольным управлением Администрации главы и правительства республики держать этот вопрос на постоянном контроле. И в случае подтверждения выявленных фактов, применять различные меры реагирования, вплоть до кадровых решений.

Одной из серьезных проблем в республике остается смертность от дорожно-транспортных происшествий, по уровню которой мы входим в десятку регионов с наихудшими показателями. В прошлом году на дорогах республики погибло 130 человек, из них три ребенка! Тяжелая статистика.

На профилактику дорожно-транспортных происшествий в 2014 году был направлен ряд мероприятий профилактической и контрольной направленности. Неоднократно эта тема поднималась на различного рода совещаниях, в том числе, - межведомственных. Пишем программы, отчитываемся об их исполнении, тратим деньги на оборудование средств видеофиксации… Все это, несомненно, нужно. Работу в этом направлении будем только усиливать. Но результата в ней мы никогда не добьемся, если не пересмотрим отношение к подготовке водителей автотранспортных средств. Анализ причин совершения дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что основной из них являются неправомерные действия водителей. До тех пор, пока за руль будут садиться люди, не обладающие навыками управления автомобилем, печальная статистика ДТП будет продолжать расти. Мы это часто обсуждаем и с МВД. Прошу все уровни власти серьезно подойти к этой ситуации…

Нашей молодежи мы стараемся уделять особое внимание. Укреплению физического и даже духовного здоровья молодых людей и населения в целом, расширению возможности в самореализации, укреплению стабильности и правопорядка способствует создание разнообразной спортивной инфраструктуры. В прошлом году мы подписали уже второе соглашение о сотрудничестве с Министерством спорта России. Это очень практические документы, к реализации которых Минспорт России относится достаточно серьезно, в том числе и потому, что видит наши усилия по их реализации.

В рамках соглашений с 2011 года в Карачаево-Черкесии построено и введено в эксплуатацию 17 спортивных объектов. В настоящее время строятся еще 14, из которых 7 будут сданы к концу текущего года.

Из крупных объектов, где уже занимаются спортсмены, назову – Дворец спорта в Учкекене, физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Дружба, плавательный бассейн в СКГГТА, 4 футбольных поля.

Практически завершено строительство Дворца спорта в Черкесске на территории парка культуры и отдыха «Зеленый остров», двух открытых бассейнов в Карачаевске и Черкесске, физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в городе Карачаевске и физкультурно-оздоровительного комплекса в селе Новый Карачай, а также объекты Академии тенниса и Академии футбола в столице республики. Также попрошу министерство строительства постараться в этом году завершить строительство многофункционального спортивного комплекса в ауле Малый Зеленчук.

В прошлом году мы приступили к строительству четырех физкультурно-оздоровительных комплексов в сельских населенных пунктах республики и трех футбольных полей, которые уже в этом году собираемся ввести в эксплуатацию.

Введено в эксплуатацию в 4 раза больше спортивных объектов, чем за предыдущие 5 лет, а их площадей – в 28 раз!

В рамках наших договоренностей с президентом Олимпийского комитета России Александром Жуковым, спортивным организациям из Карачаево-Черкесии были переданы две партии оборудования и инвентаря, освободившиеся после Олимпиады в Сочи, которые были направлены на укрепление материально-технической базы спортивных школ республики. Это четыре полные большегрузные машины оборудования, инвентаря и оргтехники!

В 2014 году спортсменами Карачаево-Черкесии было завоевано 220 медалей на всероссийских и международных соревнованиях. В 2014 году на поддержку базовых видов спорта, количество которых в прошлом году возросло с двух до девяти, выделено 6,5 миллионов рублей.

Очень важно, что мы активно включились в работу по внедрению в республике всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». Это должно быть массовое движение, и его популяризации среди населения прошу заняться средствам массовой информации, а руководителей всех уровней показать пример своим коллективам.

Благодаря высоким темпам строительства спортивных объектов, пропаганде среди населения здорового образа жизни, а также, созданию условий, обеспечивающих возможность людей систематически заниматься физической культурой и спортом, численность занимающегося спортом населения увеличилась с 11% в 2011 году до 23% в 2014. 

Считаю, что мы создали все предпосылки для того, чтобы за 2015 год увеличить этот показатель не менее, чем на 10%.

2014 год в Карачаево-Черкесии, как и в целом в Российской Федерации, прошел под знаком Года культуры.

Это был год плодотворной работы, включающей комплекс мер, направленных на обновление материально-технической базы учреждений, поддержку творческих проектов, проведение акций по приобщению к культуре широких слоев населения. В прошлом году нам удалось привлечь в республику дополнительные средства из федерального бюджета, благодаря чему были приобретены сцена в комплекте со звукоусилительной и звуковой аппаратурой, концертные костюмы, минитипография, библиобус, а также оргтехника. В целом, расходы на финансовое обеспечение отрасли в прошлом году были увеличены на 15%. /

С удовлетворением отмечаю, что на поступившие в конце прошлого года из федерального бюджета средства в рамках программы «Развитие культуры и туризма» на поддержку городов – центров культуры и туризма и Правительство России приняло Постановление о выделении 50 миллионов рублей на строительство многофункционального культурного центра в городе Карачаевске. Мы единственный субъект в Северо-Кавказском федеральном округе, который участвует в этой программе. Эти меры уже в ближайшем будущем позволят его жителям ощутить реальные результаты внимания властей к развитию второго по величине города в республике.

С целью популяризации театрального искусства в республике, поддержки творческих проектов, мною учрежден грант Главы, который уже получили 3 национальных театра.

Значимым для творческой общественности явилось и принятое в 2014 году решение о создании в республике ногайского театра, направленное на сохранение и развитие культурного многообразия народов, проживающих на территории республики.

При этом считаю, что увеличение сети учреждений культуры не должно повлечь за собой автоматическое увеличение бюджетных расходов. Не вижу объяснения факту, что в прошлом году на 15% или почти на 2 миллиона рублей сократился объем доходов, заработанных республиканскими учреждениями культуры. В чем причина?

Ставлю задачу перед отраслевым Министерством более активного поиска путей для привлечения в отрасль источников финансирования, альтернативных бюджетному.

И концертная, и театральная деятельность должна отвечать современным требованиям зрителей.

Эта задача, а также, задача приобщения к культурным ценностям молодого поколения, должны быть приоритетными в деятельности Министерства культуры республики на ближайшую перспективу.

2014 год был объявлен в республике Годом людей с ограниченными возможностями и детей-сирот. Сказать, что за год нам удалось решить все проблемы, с которыми приходится сталкиваться этим людям, конечно, будет неправильно. Но сделано многое.

  В рамках республиканской программы «Доступная среда» мы приобрели специализированный транспорт для ряда социальных учреждений, а также для перевозки инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения в Черкесске и еще в 4 муниципальных районах. Обращаю внимание министерства труда и социального развития, органов социальной защиты населения, руководителей органов местного самоуправления, наших меценатов – специализированный транспорт для перевозки людей данной категории должен быть приобретен в каждом муниципальном городе и районе.  

Тридцать шесть учреждений социального обслуживания, здравоохранения, культуры и образования, а также - здание Дома Правительства были адаптированы в прошлом году для людей с ограниченными возможностями. Установлены специальные звуковые сигналы на светофорах, оборудовано 13 парковочных мест для автотранспорта инвалидов в городе Черкесске. При этом мы старались учитывать мнения самих людей с ограниченными возможностями.

С целью привлечения внимания общества к проблемам людей с ограниченными возможностями в прошлом году по инициативе Светланы Агаповой – жительницы Урупского района, был организован марафон дружбы. Вместе с ней через всю республику на инвалидных колясках проехали десятки людей, которые раньше даже из дома не выходили. Марафон дал возможность этим людям почувствовать себя частью общества, а обществу - кардинально пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

Есть вопросы по поводу трудоустройства инвалидов, их медицинского обслуживания, дефицита санаторно-курортных путевок, технических средств реабилитации, работе Врачебно-трудовой экспертной комиссии. На этом моменте хочу остановиться особо. Сложилась порочная практика, когда люди годами оформляют положенную инвалидность, а другие с легкостью ее получают за один день. Я уже говорил, и эта тема поднималась на последнем заседании Координационного совещания по обеспечению правопорядка, - нам необходимо четко реагировать на любые коррупционные проявления в работе ВТЭК. 

Говоря о проблемах детей-сирот в нашей республике, традиционно считающейся регионом с одним из самых низких показателей детского сиротства, хочу отметить дальнейшее улучшение ситуации в этой области. За минувший год почти на 4% сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей, все меньше детей остается в интернатах и детских домах. Работе республики в сфере семейного устройства детей-сирот дана высокая оценка Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

С первого года своей работы в ранге Главы республики я поставил задачу кардинального изменения подхода к работе по обеспечению сирот жильем: во-первых, мы в разы увеличили выделяемые для этого из бюджета ассигнования. Кроме того, положен конец порочной практике приобретения неликвидного жилья по необоснованным ценам. Конечно, нехватка средств в бюджете не позволила в одночасье решить проблемы обеспечения жильем всех сирот. Но существенных сдвигов в решении этой проблемы добиться нам удалось. Только в прошлом году 32 ребенка вселились в собственные благоустроенные квартиры. А это - гарантия благополучия тридцати двух наших граждан!

С целью стимулирования семей-усыновителей в прошлом году мы приняли решение выплачивать им региональные пособия в размере 13 тысяч рублей.

Но не все, к сожалению, в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, может сегодня нас удовлетворять.

Не могу не сказать о фактах равнодушного отношения к этим детям, и так обделенным судьбой и лишенным родительской любви. В прошлом году по обращению Уполномоченного по правам ребенка республики я был вынужден лично вмешаться в ситуацию, сложившуюся в специализированной школе интернате в селе Хуса- Кардоник, где были выявлены случаи нарушения законных прав воспитанников.

Конечно, ситуация изменилась - мы сменили руководство, обновили штат, сделали косметический ремонт, готовимся к реконструкции здания школы- интерната. Но почему для наведения порядка потребовалось вмешательство Главы республики?

Уверен, что если бы должностные лица министерства образования и науки республики, ответственные за этот участок работы, добросовестно относились к своим обязанностям, воспитанники интерната не получили бы такого несправедливого урока в начале своего жизненного пути! Подобные недоработки именно в этой тонкой сфере совершенно недопустимы. Работа обоих профильных Министерств - образования и науки и труда и социального развития, должна быть направлена на предупреждение, а не на устранение выявляемых пост - фактум нарушений.

Уважаемые коллеги!

Текущий год – год 70-летия Победы над фашизмом. И совсем скоро мы будем отмечать священный для каждого из нас праздник – День Победы, в которую внесли свой вклад миллионы советских граждан, в том числе наши земляки – жители Карачаево-Черкесии. В республике проживает 399 участников Великой Отечественной войны.

Низкий поклон каждому из вас за вклад в Победу, за освобождение мира от фашизма. Это не просто исторические факты. Это память, которая живёт в каждой российской семье, которую мы обязаны хранить, передавать из поколения в поколение и отстаивать от передергивания и забвения. Предлагаю почтить память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

……

Ветераны достойны самого большого уважения. Их опыт бесценен для связи поколений. Вклад советских солдат в Победу над фашизмом – мощный патриотический стержень, который на протяжении 70 лет объединяет народ, делает сильнее, наполняет искренним чувством гордости за нашу великую державу.

Святой для нас долг - внимательное и чуткое отношение к каждому ветерану. И не только в преддверии праздника. Это должно стать для всех нормой жизни. Я говорю о медицинской и социальной помощи. О ремонте жилых помещений, где проживают участники войны, о реконструкции памятников и мемориалов. Во всех населенных пунктах республики эта работа ведется и за то, чтобы ни один ветеран не остался обделенным вниманием и заботой государства в ответе все мы – от меня до главы каждого сельского поселения.

Хочу обратить внимание на важность военно-патриотического воспитания молодежи: ДОСААФ, военно-патриотические клубы, поисковые отряды – эти и многие другие направления работы с подрастающим поколением должны обеспечить твердые духовно-нравственные принципы молодых людей. Думаю, не зазорно вспомнить и ушедший в прошлое опыт «зарниц», а также практики восхождений подростков-допризывников к к местам боевых действий на перевалах Кавказа. 

А если говорить о согласии и стабильности общества в целом, то оно является непреложным условием поступательного движения вперед экономики и социальной сферы.

Важным индикатором социальных настроений в республики стали результаты выборов в Народное Собрание Карачаево-Черкесии, которые состоялись в единый день голосования в сентябре 2014 года.

В Парламент пятого созыва, согласно действующему законодательству, избрано 50 депутатов от 5 политических партий.

Результаты голосования свидетельствуют о том, что жители республики проголосовали за самое главное – за социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, за дальнейший рост и развитие региона.

Благодарен депутатам нового созыва за то, что, единогласно избрав спикером нового Парламента Александра Иванова, возглавлявшего Народное Собрание 4 созыва, они сохранили преемственность в работе законодательного органа.

Обращаясь к депутатам, хочу поблагодарить за эффективную работу. Уверен, что и нынешний состав Парламента станет также тесно взаимодействовать с органами государственной и муниципальной власти, с различными институтами гражданского общества, ставя во главу угла, прежде всего, интересы граждан республики.

Предлагаю ввести в практику деятельности Парламента регулярные отчеты о результатах своей работы руководителей территориальных подразделений федеральных структур, членов Правительства Карачаево-Черкесии, глав городов и районов перед депутатами с широким их освещением в средствах массовой информации.

2014 год был также отмечен событиями, происходящими на Украине. Карачаево-Черкесия не осталась в стороне от беды, в которую попали люди. Мы приняли более 1000 вынужденных переселенцев, более трехсот из которых разместили в курортном поселке Домбай. Хочу отметить слаженную работу республиканских структур, органов местного самоуправления, а также поблагодарить жителей республики за неравнодушие и помощь, которая оказывалась и продолжает оказываться как вынужденным переселенцам, так и жителям Донецкой и Луганской республик.

Несколько слов хочу сказать о проблемах, волнующих граждан и требующих внимания со стороны властей в ежедневной работе. Прежде всего – это рост цен на продукты первой необходимости и медикаменты. В республике создан оперативный штаб по мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Но продукты питания, лекарственные препараты продолжают дорожать. При этом заработная плата не растет столь же быстро, что вынуждает людей экономить, в том числе, и на продуктах питания.

В связи с этим, поручаю председателю Правительства самым тщательным образом следить за динамикой цен. Предлагаю ввести мораторий на повышение цен на продукты питания и товары первой необходимости. Даже в условиях рыночной экономики это возможно. Ведите переговоры с сетевиками, владельцами крупных торговых предприятий. А представителей бизнеса прошу, учитывая сложную экономическую ситуацию, более взвешенно подходить к ценовой политике.

Еще один тревожный фактор, о котором не могу не сказать, это продолжающийся рост числа лиц, употребляющих различные формы наркотиков, в том числе рост так называемой «аптечной наркомании». Только всеобщее неприятие этой проблемы, широкомасштабная профилактическая работа с молодежью и четкое реагирование на каждый факт торговли наркотическими веществами со стороны правоохранительных структур может кардинально изменить ситуацию.

А когда мы, с одной стороны, принимаем законы, причем делаем это одними из первых в стране, запрещающие или ограничивающие торговлю алкоголем, тонизирующими напитками и некоторыми видами лекарственных препаратов, а с другой, не можем обеспечить их выполнение, создается такая тревожная ситуация.

Правоохранительные структуры, средства массовой информации, духовные лидеры – все должны занять в этом вопросе самую принципиальную позицию. За профилактическую работу в этом направлении буду спрашивать с Министерства туризма, курортов и молодежной политики, как органа госвласти республики, ответственного за реализацию молодежной политики. Неоценима в профилактической работе с молодежью роль представителей ислама и православия.

Характеризуя общественно-политическую ситуацию в республике, хочу отметить, что Карачаево-Черкесия по праву является наиболее благоприятным и спокойным регионом Северного Кавказа. В минувшем году на 5% сократилось количество зарегистрированных преступлений. Причем эта тенденция сохраняется на протяжении последних  лет. Я хочу поблагодарить всех сотрудников правоохранительных структур, Министерства внутренних дел, органы безопасности, надзорные органы за ту слаженную работу, которую вы сегодня ведете. Сотрудниками правоохранительных структур совместно с органами власти республики обеспечивается достаточно серьезный уровень борьбы с преступностью и охраны правопорядка. Не допущено случаев совершения террористических актов и силовых проявлений экстремизма.
Все это дало основание всероссийскому Центру изучения национальных конфликтов отнести Карачаево-Черкесию в 2014 году к регионам, где не отмечались случаи межэтнических конфликтов. Я бы хотел поблагодарить всех жителей республики за присущие нашим народам мудрость и стремление к созиданию и миру. Хочу, также, отметить вклад национальных общественных организаций, с руководителями которых я регулярно встречаюсь, в процесс воспитания молодежи, формирования у нее принципов интернационализма и уважения к культуре других народов.
Укреплению мира и стабильности в регионе способствует открытость власти, готовность к диалогу по разным, даже самым острым вопросам. Мы используем различные формы обратной связи с гражданами – работают телефоны доверия, электронная приемная на Официальном сайте Главы и Правительства, дважды в прошлом году я отвечал на вопросы жителей республики в прямом эфире, регулярно - на вопросы представителей федеральных и региональных средств массовой информации на пресс-конференциях. Считаю принципиально важным, что каждое обращение не остается без внимания. А в роли общественного контроля выступают средства массовой информации. По моему поручению руководители министерств и ведомств регулярно встречаются с населением, выезжая в самые отдаленные населенные пункты. Я еще раз хочу обратиться ко всем главам муниципальных образований, членам Правительства, депутатам, чтобы эту практику вы использовали постоянно. Кабинетный метод работы, и мы это прекрасно понимаем, никогда результатов не приносил. Люди ждут этих встреч, ждут этого общения и имеют полное право задавать любые вопросы и получать компетентные ответы, а самое главное, и решение своих проблем.

У нас есть понимание, что от таких встреч бывает гораздо больше практического толка. Такую же задачу я ставлю перед руководителями органов муниципальной власти. Наша работа должна быть максимально прозрачна.

Уважаемые коллеги!

Подводя некий итог сказанному, хочу подчеркнуть, что многое удалось достичь, благодаря поддержке и эффективному взаимодействию с Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных структур, Аппаратом Полномочного представителя Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе и лично с Полпредом Сергеем Алимовичем Меликовым. Хочу поблагодарить, также, руководителей республиканских органов власти, местного самоуправления за эффективную совместную работу. За понимание ответственности задач, которые перед нами ставит руководство страны. Общий успех складывается из четких и профессиональных действий каждого отдельного руководителя.

Вместе с тем, и результат наших действий должен чувствовать каждый житель республики. У кого-то появилась возможность открыть собственное дело, кто-то повел ребенка в новый детский сад, кто-то реально почувствовал, что его нарушенные права есть, кому защищать. Как я отметил в самом начале своего выступления, сейчас в стране непростая экономическая и политическая ситуация. Но я убежден, что вместе мы преодолеем не только экономический кризис, но и сможем сохранить и приумножить имеющийся потенциал, станем еще сильнее. Единство и сплоченность вокруг нашего национального лидера – Президента страны Владимира Владимировича Путина – это то, что сейчас необходимо всем нам и нашей стране.

Благодарю за внимание!



Left
  • http://www.kremlin.ru/
  • http://www.government.ru/
  • http://parlament09.ru/
  • http://www.karachaev-cherkess.izbirkom.ru/
  • http://www.gosuslugi.ru/
  • http://rezerv.gov.ru/
  • http://nak.fsb.ru/
  • http://www.09.mchs.gov.ru/
  • http://gtrkkchr.ru/
  • http://www.pfrf.ru/ot_karcher/
  • http://12dekabrya.ru/
  • http://www.r09.fssprus.ru/
  • http://torgi.gov.ru/
  • http://fizvosp.ru/
  • http://arhyz-resort.ru/
  • http://etokavkaz.ru
  • http://kavtoday.ru
  • http://cherkessk09.ru/ag.html
  • http://ecoyear.ru
  • http://uprzakupokkchr.ru
Right