Народное собраниеНародное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом Карачаево-Черкесской Республики, который избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики осуществляет свою деятельность с апреля 1994 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета КЧР № 1-XXI от 19 апреля 1994г. «О переименовании Верховного Совета Карачаево-Черкесской Республики». Данным постановлением Верховный Совет КЧР был переименован в Народное Собрание КЧР с сохранением функций и полномочий Верховного Совета КЧР.
10 июня 1995 года в Карачаево-Черкесии состоялись альтернативные выборы депутатов Народного Собрания КЧР первого созыва. В новый законодательный орган республики – Народное Собрание Карачаево-Черкесии – было избрано 73 депутата, которые представляли различные партии и движения региона. На альтернативной основе на 1-ой организационной сессии Председателем Народного Собрания КЧР был избран Игорь Владимирович Иванов.
Становление парламентаризма в Карачаево-Черкесии проходило на фоне непростой общественно-политической и социально-экономической обстановки середины 90-х годов. Депутатскому корпусу пришлось решать сложнейшие задачи обеспечения законодательного регулирования на территории Карачаево-Черкесской республики.
Главной задачей депутатов первого созыва было принятие Конституции. Она разрабатывалась Комитетом по законодательству, который возглавлял Руслан Хабов, ныне являющийся первым заместителем Народного Собрания КЧР. Депутатами была проведена большая работа, в результате в федеральном центре Конституцию Карачаево-Черкесии назвали одной из самых выверенных среди Конституций всех субъектов страны. Кроме Конституции КЧР (5 марта 1996 года), в первом созыве Народного Собрания КЧР были приняты ряд первоочередных законодательных актов. Среди них - республиканские законы о Народном Собрании КЧР, о статусе депутата Народного Собрания КЧР, регламент. Согласно принятой Конституции республики была утверждена символика Карачаево-Черкесии – герб, гимн и флаг.
Принятие Основного Закона республики позволило депутатам более плодотворно трудиться над созданием законодательной базы Карачаево-Черкесии, а органам государственной власти республики, в целом, строить свою дальнейшую работу в стабильном правовом поле.
Первое межпарламентское сотрудничество в истории новейшей России тоже зародилось на земле Карачаево-Черкесии. В 1997 году в Домбае между Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией и Адыгеей было подписано Соглашение о создании Межпарламентской Ассоциации. С коллективными законодательными предложениями проще было выходить на федеральный уровень. Впоследствии МПА послужила прототипом для создания Южно-Российской Парламентской Ассоциации и Северо-Кавказской Парламентской Ассоциации.
Срок полномочий Народного Собрания КЧР I созыва составлял 4 года.
Выборы депутатов Народного Собрания КЧР II созыва состоялись 19 декабря 1999 года, они также были избраны на 4-летний срок. Председателем Народного Собрания второго созыва стал Джанибек Юнусович Суюнов. Депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР второго созыва продолжили работу по расширению и совершенствованию законодательной базы республики, отвечающей реалиям того времени и позволяющей решать многие насущные для региона вопросы, в том числе связанные с гармонизацией межнациональных отношений и социально-экономическим развитием. В числе важнейших для республики законов, принятых депутатами второго созыва, - республиканский закон «О выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики».
5 декабря 2000 года Народное Собрание КЧР было переименовано в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики согласно Постановлению Народного Собрания КЧР от 05 декабря 2000г. № 218 «О внесении изменений и дополнений в Регламент Народного Собрания КЧР».
14 марта 2004 года состоялись выборы депутатов Парламента Карачаево-Черкесии III созыва по новой выборной системе: половина парламентариев стали депутатами по партийным спискам, другая часть избиралась по одномандатным округам. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, срок полномочий депутатов третьего созыва увеличился до 5 лет.
На тот период в Парламенте действовали три фракции: «Единая Россия», «Коммунисты Карачаево-Черкесии», «Истинные патриоты России». На первых пленарных заседаниях депутаты утвердили структуру нового состава Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии, избрали Президиум, образовали семь постоянно действующих комитетов. Председателем Народного Собрания третьего созыва был избран Сергей Александрович Смородин.
Парламентарии третьего созыва практиковали новые подходы в законотворчестве. Принимаемые законы были социально ориентированы и способствовали экономическому росту республики.
Постепенно укреплялись и расширялись межпарламентские связи, Народное Собрание КЧР третьего созыва вошло в состав Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Благодаря этому у законодателей Карачаево-Черкесии появилась возможность не только перенимать опыт у коллег из других регионов, содействовать развитию правового государства, но и находить поддержку своим законодательным инициативам.
Приоритетным направлением работы парламентариев третьего созыва являлось осуществление контроля за ходом реализации принятых республиканских нормативных правовых актов.
Незадолго до истечения срока полномочий Парламента КЧР третьего созыва спикером был избран Зураб Хасамбиевич Докшоков.
Выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии IV созыва состоялись 1 марта 2009 года (срок полномочий 2009-2014 гг.). На первой организационной сессии Парламента республики нового созыва председателем был избран Зураб Хасамбиевич Докшоков. Через год, 11 февраля 2010 года в связи с назначением Зураба Докшокова в Совет Федерации ФС РФ, спикером избирается Александр Игоревич Иванов. V созыв Парламента Карачаево-Черкесской Республики был избран 14 сентября 2014 года. Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики V созыва был избран Александр Игоревич Иванов, заместителем Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики - Руслан Хусеевич Хабов. Срок полномочий депутатов V созыва – 5 лет, число депутатов, согласно федеральному законодательству, сократилось до 50. Впервые законодательный орган республики избирался по пропорциональной системе. 8 сентября 2019 года избран VI созыв Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Избирательная система – пропорциональная. Председателем избран Александр Игоревич Иванов, первым заместителем Председателя – Дагир Рамазанович Смакуев. Кроме того, были избраны два заместителя на непостоянной профессиональной основе – Альбина Назировна Асланукова и Мусса Хабалевич Экзеков.
По результатам выборов в созыве сформированы 6 фракций: 34 депутатских мандата - Карачаево-Черкесское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (65,04%) 6 мандатов - Карачаево-Черкесское республиканское отделение политической партии «КПРФ» (12,17%) 3 мандата - Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в КЧР (6,19%) 3 мандата - Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (5,93%) 2 мандата - Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ЛДПР» (5,04%) 2 мандата - Региональное отделение в Карачаево-Черкесской Республике Политической партии «Гражданская платформа» (5,13%).
В Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики действует 11 комитетов: 1. Комитет по законодательству и государственному строительству 2. Комитет по экономической политике и предпринимательству 3. Комитет по здравоохранению и социальной политике 4. Комитет по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму 5. Комитет по регламенту и мандатным вопросам 6. Комитет по промышленности, транспорту, строительству, связи и энергетике 7. Комитет по национальной политике, внешним связям, делам некоммерческих организаций и средствам массовой информации 8. Комитет по аграрной политике 9. Комитет по бюджету, финансам и налогам 10. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. 11. Комитет по местному самоуправлению В структуру аппарата Парламента Карачаево-Черкесской Республики входят:
Функции Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики определены Конституцией Карачаево-Черкесской Республики. К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
- принятие Конституции Карачаево-Черкесской Республики;
- внесение в установленном порядке изменений и дополнений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики;
- осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики в пределах полномочий Карачаево-Черкесской Республики;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их исполнением;
- официальное толкование законов Карачаево-Черкесской Республики;
- установление порядка проведения выборов в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, а также назначение даты указанных выборов;
- принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Главы Карачаево-Черкесской Республики;
- установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Карачаево-Черкесской Республики в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
- установление порядка назначения и проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики, а также принятие решения о проведении референдума Карачаево-Черкесской Республики в случаях, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики;
- решение вопросов административно - территориального устройства Карачаево-Черкесской Республики;
- установление системы исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
- рассмотрение и утверждение бюджета Карачаево-Черкесской Республики, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчетов о его выполнении и внесение изменений в бюджет в случае необходимости;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Карачаево-Черкесской Республики о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики;
- установление налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
- утверждение программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и отчетов об их выполнении;
- утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Карачаево-Черкесской Республики и отчетов об их исполнении;
- дача согласия на назначение на должность прокурора Карачаево-Черкесской Республики;
- назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской Республики, избрание представителей в квалификационную комиссию при адвокатской палате Карачаево-Черкесской Республики;
- осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
- установление государственных наград и почетных званий Карачаево-Черкесской Республики и порядка их присвоения;
- назначение Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, а также назначение Председателя, заместителя (заместителей) и аудиторов Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики;
- формирование совместно с Главой Карачаево-Черкесской Республики избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики;
- осуществление парламентского контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом, отнесенным к собственности Карачаево-Черкесской Республики;
- утверждение заключения и расторжения договоров Карачаево-Черкесской Республики;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики и мировых судей;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики;
- одобрение проекта договора о разграничении полномочий и др. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики является самостоятельной ветвью власти.
|