|
Доклад об эффективности реализации республиканских целевых программ в 2011 годуВо исполнение поручения Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики подготовлен доклад об эффективности реализации республиканских целевых программ в 2011году. В 2011 году в республике действовали 43 республиканские целевые программы, что на 3 программы больше, чем в 2010 году. В рамках действующих в 2011 году республиканских целевых программ предусмотрено финансирование в размере 2526,482 млн. рублей. Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30 декабря 2010 года №81-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год» на реализацию республиканских целевых программ в 2011 году было предусмотрено финансирование в размере 900,635 млн. рублей, что составляет 35,64% от утвержденной в программах потребности. Фактически профинансировано на реализацию программных мероприятий 685,942 млн. рублей из республиканского бюджета или 27,15% от объема, предусмотренного программами в 2011 году. Из 43 действовавших республиканских целевых программ в 2011 году финансировались 32 программы. Из федерального бюджета на условиях софинансирования республиканских целевых программ поступило – 1878,33 млн. рублей или 91,03% от предусмотренного финансирования из федерального бюджета в 2011 году, что составляет 46% от предусмотренного программами объема. Наибольший удельный вес финансирования программ, предусмотренного Программами в 2011 году, приходится на Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – 49,6%; Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – 30,2%; Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики – 8,6%; другие – 11,6%. В 2011 году завершился срок реализации десяти республиканских целевых программ: 1. РЦП «Финансовое оздоровление предприятий-потребителей природного газа электроэнергии Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы»; 2. РЦП «Выявление, профилактика и лечение пациентов с предраковой патологией желудочно-кишечного тракта на 2009-2011 годы»; 3. РЦП «Патриотическое воспитание граждан 2008-2011»; 4. РЦП «Семья с детьми-инвалидами на 2008-2011 годы»; 5. РЦП «Социальная защита инвалидов и социальное обслуживание инвалидов по зрению в КЧР на 2009-2011 годы»; 6. РЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2008-2011 годы; 7. РЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» до 2011 года; 8. РЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в КЧР на 2009-2011годы»; 9. РЦП «Развитие библиотечного дела на 2009-2011 годы»; 10. РЦП «Противодействие коррупции в КЧР на 2009-2011 годы». Из них – 3 программы: «Патриотическое воспитание граждан 2008-2011», «Семья с детьми-инвалидами на 2008-2011 годы», «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости до 2011 года» за весь период реализации не финансировались. На реализацию программы «Финансовое оздоровление предприятий-потребителей природного газа электроэнергии Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы» из республиканского бюджета было выделено в 2007 году 404,925 млн. рублей (100% от предусмотренных программой 404,925 млн. рублей) и в 2011 году – 385,388 млн. рублей (90,68% из предусмотренных 424,998 млн. рублей). В результате реализации Программы урегулированы финансовые взаимоотношения между поставщиками природного газа, электроэнергии и предприятиями теплоэнергетического комплекса Карачаево-Черкесской Республики; обеспечена стабильность газоснабжения потребителей республики; улучшена платежная дисциплина потребителей энергоресурсов – предприятий теплоэнергетического комплекса. На реализацию программы «Выявление, профилактика и лечение пациентов с предраковой патологией желудочно-кишечного тракта на 2009-2011 годы» на 2009 год утверждено бюджетом 1,6 млн. рублей, профинансировано 0,473 млн. рублей (29,6%); на 2010 год утверждено бюджетом 1,0 млн. рублей, профинансировано 0,999 млн. рублей (99,9%); на 2011 год утверждено бюджетом 1,0 млн. рублей, профинансировано 1,0 млн. рублей (100%). В результате реализации Программы улучшиласьпрофилактика и выявляемость на ранних стадиях предраковых заболеваний ЖКТ, внедрены современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных хроническим гастритом, язвенной болезнью желудка. На реализацию программы «Социальная защита инвалидов и социальное обслуживание инвалидов по зрению в КЧР на 2009-2011 годы» на 2009 год профинансировано-1,5 млн. рублей (100% от предусмотренного бюджетом, 67,7% от предусмотренного программой); в 2010 году профинансировано 1,5 млн. рублей (100% от утвержденного бюджетом КЧР, 44,3% от предусмотренного Программой); в 2011 году - 2,2 млн. рублей (100% от утвержденного бюджетом КЧР, 49% от предусмотренного Программой). Выделенные средства направлены на создание условий для полноценной жизни, проведение широких адаптационных мероприятий, оказание адресного социального обслуживания наиболее нуждающихся инвалидов по зрению; создание условий для реализации потенциальных способностей, возможностей, реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество. На реализацию программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2008-2011 годы в 2008 году было выделено 0,48 млн. рублей(96% от утвержденного бюджетом, 6,14% от предусмотренного программой); в 2009 году – 0,46 млн. рублей (84,18% от утвержденного бюджетом, 5,98% от предусмотренного программой); в 2010 году – 0,28 млн. рублей (84,84% от утвержденного бюджетом, 3,71% от предусмотренного программой); в 2011 году - 0,557 млн. рублей. (96% от утвержденного бюджетом, 7,74% от предусмотренного программой). За счет средств, выделяемых на реализацию программы, функционирует отделение дневного пребывания несовершеннолетних РГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр «Надежда» для несовершеннолетних». За 2011 год в центре прошли реабилитацию 63 несовершеннолетних. На реализацию программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в КЧР на 2009-2011годы» в 2009 году было выделено 15,07 млн. рублей (100% от предусмотренного программой), в 2010 году – 17,28 млн. рублей (31,6% от предусмотренного программой, 69,56% от утвержденного бюджетом), в 2011 году - 21,14 млн. рублей (99,99% от предусмотренного программой). За время действия программы на условиях софинансирования в Карачаево-Черкесскую Республику было привлечено 172,0 млн. рублей из федерального бюджета. Таким образом, реализация Программы позволила создать и сохранить около 2000 рабочих мест; обеспечить долю занятых в малых и средних предприятиях - 19 % экономически активного населения республики; долю малых и средних предприятий в общем числе организаций и предприятий всех форм собственности республики (по оценке) – около 50 %; долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (по оценке) - 23,5%, (2008 год – 18,5%); долю продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта (по оценке) - 9,5%, (2008 год- 7,8%); увеличение оборота малых и средних предприятий в 2011 году к 2008 году в два раза (26,7 млн. рублей в 2011 году, 12,7 млн. рублей в 2008 г.). На реализацию программы «Развитие библиотечного дела на 2009-2011 годы» в 2009 году было выделено 0,554 млн. рублей (26,5% от предусмотренного бюджетом, 10,2 % от предусмотренного программой), в 2010 году – 2,198 млн. рублей (99,9% от предусмотренного бюджетом и 14,32% от предусмотренного программой), в 2011 году предусмотренные республиканским бюджетом 1,2 млн. рублей профинансированы в полном объеме (программой предусмотрено 2,53 млн. рублей (47,43%). По результатам оценки в 2009 - 2011 годах эффективность на уровне, установленном целевой программой. Программа «Противодействие коррупции в КЧР на 2009-2011 годы» не требует финансовых затрат. Программа направлена на снижение уровня коррупции, устранение причин и условий, порождающих проявления коррупции при осуществлении государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям в сфере образования и науки, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от проявлений коррупции в сфере образования и науки в Карачаево-Черкесской Республике. По результатам оценки в 2009 - 2011 годах эффективность на уровне, установленном целевой программой.
В соответствие с Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 № 495 на основе представленных государственными заказчиками данных Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики проведена оценка эффективности реализации республиканских целевых программ за 2011 год, по итогам которой выявлены: · 6 республиканских целевых программ, эффективность которых превысила утвержденные в программах индикаторы эффективности (14%): 1.РЦП «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года»; 2.РЦП «Организация и развитие мясного скотоводства в КЧР (2009-2012)»; 3.РЦП «Выявление, профилактика и лечение пациентов с предраковой патологией желудочно-кишечного тракта на 2009-2011 годы»; 4.РЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в КЧР на 2009-2011годы»; 5.РЦП «Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в КЧР на 2011-2013 годы»; 6.РЦП «Развитие архивного дела в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016».
· 14 республиканских целевых программ, эффективность которых на уровне, установленном программами (32,5%): 1.РЦП «Финансовое оздоровление предприятий-потребителей природного газа электроэнергии Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы»; 2.РЦП «Неотложные меры по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения КЧР» на 2011-2015 годы; 3.РЦП «Формирование здорового образа жизни на 2010-2012 годы»; 4.РЦП «Снижение смертности и инвалидности от травм при дорожно-транспортных происшествиях в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы»; 5.РЦП «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы»; 6.РЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в КЧР до 2015 года»; 7.РЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в КЧР» на 2011-2015 годы; 8.РЦП «Социальная защита инвалидов и социальное обслуживание инвалидов по зрению в КЧР на 2009-2011 годы»; 9.РЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы в КЧР; 10. РЦП « Развитие библиотечного дела на 2009-2011 годы»; 11. РЦП «Организация государственной службы реестрового казачества Баталпашинского отдела Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2013 годы»; 12. РЦП «Содействие занятости населения КЧР на 2010-2012»; 13. РЦП «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы»; 14. РЦП «Противодействие коррупции в КЧР на 2009-2011 годы».
· 23 неэффективные республиканские программы (53,5%): 1.РЦП «Развитие системы ипотечного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике» на 2009-2012 годы; 2.РЦП «Чистая вода»; 3.РЦП «Юг России» (2008-2012 годы); 4.РЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010-2013 годы»; 5.РЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»; 6.РЦП «Совершенствование стоматологической помощи, профилактика и лечение кариеса зубов, его осложнений и болезней пародонта у детей, подростков и взрослого населения в КЧР на 2008-2012 годы»; 7.РЦП «Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории КЧР от завоза и распространения инфекционных заболеваний на 2006-2012 годы»; 8.РЦП «Демографическое развитие КЧР до 2015 года»; 9.РЦП «Безопасность образовательного учреждения» на 2009-2012 г.; 10. РЦП «Развитие образования в КЧР» на 2009-2012 годы; 11. РЦП «Патриотическое воспитание граждан 2008-2011»; 12. РЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2008-2011 годы; 13. РЦП «Семья с детьми-инвалидами на 2008-2011 годы»; 14. РЦП «Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в КЧР»; 15. РЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» до 2011 года; 16. РЦП «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике на 2011 - 2013 годы»; 17. РЦП «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы»; 18. РЦП «Повышение безопасности дорожного движения в КЧР на 2009-2012 годы»; 19. РКЦП профилактики правонарушений в КЧР на 2009-2012 годы; 20. РЦП «Обеспечение жильем молодых семей»; 21. РЦП «Молодежь Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2015 годы»; 22. РЦП «Экологическая безопасность в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013»; 23. РЦП «Привлечение населения Карачаево-Черкесской Республики к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2011-2012 годы».
Кроме названных 43 республиканских целевых программ в первом полугодии 2011 года в Карачаево-Черкесской Республике действовали еще 3 программы. По заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующими постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики решениями Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики отменены три республиканские целевые программы: 1. Республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2010 № 452 (государственный заказчик программы – Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму); 2. Республиканская целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.11.2010 № 432 (государственный заказчик программы Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности); 3. Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение эффективности энергопотребления в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.2010 № 441 (государственный заказчик программы - Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики).
В процессе подготовки доклада о ходе реализации республиканских целевых программ Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики столкнулось с рядом проблем: 1. В республиканских целевых программах, утвержденных до 25.12.2008 не предусмотрены основные целевые индикаторы, так как в Законе Карачаево-Черкесской Республики «О порядке принятия и реализации республиканских целевых программ» от 18.05.2007 № 36-РЗ, регулировавшим порядок принятия и реализации республиканских целевых программ не были предусмотрены целевые индикаторы и порядок оценки республиканских целевых программ. 2. Государственными заказчиками целевых программ отчеты о ходе реализации целевых программ и использовании финансовых средств и сведения об оценке эффективности реализации целевых программ за отчетный финансовый год были представлены позже срока предоставления, определенного Порядком. Кроме того, представленная информация требовала доработки и уточнения.
Результаты проведенной оценки эффективности реализации республиканских целевых программ позволяют сделать следующие выводы: 1. Государственным заказчикам программ следует более эффективно использовать выделяемые бюджетные средства. Кроме того, в соответствие с п.26 Порядка при сокращении объемов бюджетного финансирования государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств местных бюджетов, внебюджетных источников для своевременной реализации программных мероприятий. 2. Целевыми программами предусмотрено заведомо невыполнимое финансирование в условиях недостаточности бюджетных средств. Это также обуславливает низкую эффективность реализации программы. Считаем целесообразным внести изменения в части финансирования программных мероприятий в сторону уменьшения финансовых потребностей. Для этих целей необходимо создать комиссию по уточнению перечня мероприятий и финансовой составляющей республиканских целевых программ. В комиссию включить представителей Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, государственных заказчиков и заинтересованных организаций. Из 43 республиканских целевых программ, действовавших в 2011 году, в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30 декабря 2010 года №81-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год» финансировались 32 программы. В соответствии с Приложением 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 № 495 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ», снижение эффективности целевой программы является основанием для уменьшения в средств республиканского бюджета, выделяемых в очередном финансовом году на реализацию целевой программы или для принятия в решения о приостановлении или прекращении действия целевой программы. Считаем целесообразным прекратить действие неэффективных республиканских целевых программ, которые не финансировались 2 и более года. К ним относятся: 1) РЦП «Развитие системы ипотечного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике» на 2009-2012 годы; 2) РЦП «Чистая вода»; 3) РЦП «Демографическое развитие КЧР до 2015 года».
3. В целях социально-экономического развития республики в условиях ограниченности бюджетных средств для реализации всех принятых целевых программ, целесообразно в первую очередь предусмотреть финансирование социально значимых и экономически эффективных программ.
|