|
Межнациональные отношенияОбщественные организации КЧР
К О Н Ц Е П Ц И Я национальной политики Карачаево-Черкесской Республики
Национальная политика Карачаево-Черкесской Республики осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция национальной политики отражает все многообразие интересов народов республики, обеспечивает соблюдение предусмотренных Конституциями Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и международными нормами прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств. Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов национальной политики, направленных на укрепление российской государственности, консолидацию всех народов внутри Карачаево-Черкесской Республики в составе Российской Федерации. Концепция направлена на сохранение социально-политической стабильности общества, установление и укрепление социально-экономического, политического и культурного сотрудничества народов Карачаево-Черкесии, обеспечение межэтнического согласия и взаимодействия. Концепция базируется на постулате равноправия всех народов, населяющих Карачаево-Черкесскую Республику, уважения их национальных традиций и обычаев, предусматривает в новых условиях развития разработку механизмов, в которых многонациональность рассматривается как высокий потенциал и богатство республики, способных превратить ее в устойчиво развивающийся субъект Российской Федерации. Объектом национальной политики являются представители всех национальностей, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, а также мигрирующее население, в части его интеграции в республике. В качестве субъекта Концепции национальной политики выступает Карачаево-Черкесская Республика в лице своих органов власти как субъект Российской Федерации. Основным направлением Концепции является выработка общности позиций органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
1. Современное состояние межэтнических отношений
Многонациональное население и институты гражданского общества республики признают необходимость развития и совершенствования межэтнических отношений, направленных на достижение сплоченности народов Карачаево-Черкесии, приумножения её экономического потенциала. Также признается необходимость совершенствования правовых норм для самореализации различных национальностей и этносов на базе принципов, лежащих в основе конституционного права и законности. Для реализации этих задач созданы необходимые предпосылки: осознана необходимость современных подходов в определении места и роли межэтнического союза граждан, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, развития межэтнической интеграции на основе национальных традиций и обычаев народов; активно работают национальные общественные движения и национально-культурные автономии; успешно осуществляется процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики; упорядочены полномочия и гарантии органов местного самоуправления. В республике создаются условия для активного развития языков - как русского, так и языков других национальностей. Русский язык выступает в качестве языка межнационального общения, способствует прогрессивному развитию и сближению народов Карачаево-Черкесии. При общей тенденции стабилизации межэтнических отношений дестабилизирующим фактором выступает радикализация деятельности отдельных общественных и религиозных организаций. На межэтнические отношения негативное воздействие оказывают безработица, нерешенность отдельных проблем социальной сферы, наличие неурегулированных земельных отношений, а также проявления бытового национализма и ксенофобии. 2. Принципы Концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики
Основными принципами национальной политики в Карачаево-Черкесской Республике являются: сохранение административно-территориального устройства республики в составе Российской Федерации, пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства; сплочение народов Карачаево-Черкесской Республики, упрочение гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенства прав и свобод независимо от национальной принадлежности, языка и культуры каждого; обеспечение прав и гарантий народов Карачаево-Черкесии в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; свободное определение каждым своей национальной принадлежности; запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни, пропаганду расового, национального, религиозного или языкового превосходства; равенство прав граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, и народов Карачаево-Черкесской Республики на национальное развитие; формирование национального самосознания в русле сотрудничества и интеграции многонационального народа республики в рамках гражданского общества; взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, национальными и этнокультурными общественными организациями; поддержка стремления народов к самопознанию и национально-культурному самоопределению, сохранению своей самобытной культуры; признание права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения и творчества, защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной; содействие развитию общероссийской культуры, национальных культур и языков народов республики; целенаправленная работа по своевременному предотвращению и мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов, развитие миротворчества.
3. Основные цели и задачи национальной политики Карачаево-Черкесской Республики
Основными целями национальной политики являются совершенствование межэтнических отношений, обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития народов Карачаево-Черкесской Республики, упрочение гражданской и духовно - нравственной общности народов на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При реализации национальной политики перед Карачаево-Черкесской Республикой стоят следующие задачи:
1) в государственно-правовой сфере:
объединение усилий органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления совместно с федеральными органами в целях обеспечения межнационального мира и согласия, укрепления социально-экономического, политического, правового и культурного сотрудничества народов, реализации их интересов; включение общественности в процесс подготовки управленческих решений, нормативных правовых документов, в правовой процесс консолидации общества; предотвращение проявлений политического, национального и религиозного экстремизма; запрещение деятельности, угрожающей безопасности государства, возбуждающей социальную, религиозную или национальную рознь и вражду; разработка и утверждение республиканских программ развития и гармонизации межэтнических отношений; правовое регулирование межэтнических отношений; налаживание и совершенствование (в духе демократического общества) диалога между властью и этносами, в том числе за счет их представительного участия в политической и социально-экономической жизни Карачаево-Черкесской Республики; реализация концептуальных положений кадровой политики республики; усиление ответственности должностных лиц и граждан за нарушение национального равенства и ущемление национальных интересов; пресечение любых проявлений национализма и экстремизма в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики, разработка методической и нормативной базы в области профилактики проявлений экстремизма; утверждение прав малочисленных народов как субъектов коллективного права, разработка и реализация целевых программ развития территорий их компактного расселения; повышение ответственности национальных общественных организаций, национально-культурных автономий за сохранение в республике общественно-политической стабильности, мира и согласия;
2) в социально-экономической сфере:
достижение равных условий для экономического, социально-политического и культурного развития всех народов; создание условий, благоприятствующих предпринимательской активности населения, укреплению экономических связей; развитие агропромышленного комплекса с учетом специфики земельных отношений в республике и особенностей ведения хозяйства; принятие и реализация программы развития рынка труда и создания новых рабочих мест; всесторонняя поддержка многодетных и молодых семей в целях улучшения демографической ситуации; принятие и реализация мер социальной поддержки репрессированных народов и казачества, коренных малочисленных народов, других слоев населения; поддержка тенденций к увеличению открытости региона, его привлекательности, расширению внешнеэкономических связей; заключение межрегиональных соглашений; содействие развитию национальных промыслов и производств, мобилизации традиционного трудового опыта этносов;
3) в духовной и образовательной сфере:
воспитание уважения к великой истории России и уникальному многовековому культурному наследию народов Карачаево-Черкесии, символам государства и республики, к мировым культурным ценностям и национально-культурной самобытности народов страны, сохранение исторического и духовно-культурного наследия народов России; утверждение образования, обеспечивающего формирование гражданского сознания, пропаганду идей духовного единства поликультурного общества Карачаево-Черкесской Республики, соединение и гармонизацию национальных и гражданских интересов; недопущение национального, религиозного и языкового превосходства, содействие поддержанию диалога между конфессиями, расширение отношений между ними и органами государственной власти в целях решения задач по достижению мира и согласия как в Карачаево-Черкесии, так и России в целом; поддержка национальной школы как важнейшего института трансляции традиционной культуры, формирования национального самосознания личности, культуры межнационального общения; утверждение направленности образования на стратегию устойчивого развития российского общества, на культивирование и пропаганду идей духовного сотрудничества и межнационального согласия, воспитание чувства патриотизма и интернационализма; создание системы общественного контроля за качеством образования с учетом языковой и этнокультурной среды, обеспечивающего формирование гражданского сознания, мировоззрения, устойчивого к влиянию религиозных экстремистских идей; содействие в реализации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью на основе различных форм самоопределения, в том числе через национально-культурные автономии как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения гармонии национальной жизни; обеспечение свободного развития языков народов Карачаево-Черкесской Республики, совершенствование структуры национальной печати и вещания; сохранение и развитие самобытных культурных традиций народов республики, их исторического наследия; соединение и гармонизация национальных интересов, удовлетворение жизненных нужд, специфических социально-культурных потребностей на основе глубокого изучения традиций, образа и уровня жизни, культуры народов республики; признание консолидирующей роли русского народа в формировании единого многонационального российского общества, усиление пропаганды идей духовного единства поликультурного общества Карачаево-Черкесской Республики; разработка проектов программ по сохранению и развитию языков народов республики в области дошкольного и школьного образования;
4) в экологической сфере:
усиление ответственности юридических и физических лиц за нарушения в области экологической безопасности, охраны природы и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствование законодательства республики в области экологии человека, считая приоритетными задачи обеспечения качества питьевой воды, качества и безопасности пищевых продуктов, а также в целях пресечения экологических правонарушений, представляющих особую опасность для здоровья населения; финансирование республиканских целевых программ, направленных на оздоровление экологии и санитарно-эпидемиологической обстановки в республике; включение в целевые программы специальных разделов по оздоровлению окружающей природной среды и охране здоровья жителей населенных пунктов, находящихся в наиболее сложных в экологическом отношении зонах;
5) в международной сфере:
заключение в соответствии с действующим законодательством двусторонних и многосторонних договоров с международными организациями об экономическом и этнокультурном сотрудничестве; сотрудничество в пределах компетенции с международными организациями в области борьбы с экстремизмом и международным терроризмом, налаживание взаимодействия в целях предотвращения проявлений экстремизма и терроризма; защита прав и интересов народов Карачаево-Черкесской Республики за ее пределами. Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в сохранении и развитии родного языка, культуры, национальных традиций в укреплении их связи с исторической родиной в соответствии с нормами международного права; выработка и осуществление на государственном уровне механизма решения вопросов, возникающих у репатриантов-соотечественников при интеграции в российское общество.
4. Механизмы и основные направления реализации Концепции национальной политики
Государственное управление и контроль деятельности в сфере национальной политики осуществляет Президент Карачаево-Черкесской Республики. В реализации национальной политики принимают участие органы государственной власти республики, органы местного самоуправления в пределах их компетенции и разграничения полномочий. Координация деятельности по реализации национальной политики обеспечивается уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. В решении задач по осуществлению национальной политики важная роль отводится демократическим институтам формирующегося гражданского общества. В целях реализации национальной политики разрабатываются федеральные, региональные, республиканские целевые программы и планы мероприятий, осуществляется поддержка на конкурсной основе различных местных программ и проектов, направленных на оздоровление экономики республики, сохранение и развитие этнических культур. Финансирование проводится за счет средств федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики, а также за счет внебюджетных источников. Для реализации национальной политики необходимо проведение следующих мер:
1) в государственно-правовой сфере:
обеспечить законодательно реализацию Концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики; совершенствовать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на достижение единства республики и целостности многонационального российского государства; продолжить формирование системы противодействия экстремизму и предупреждения конфликтов на национальной основе; повысить ответственность должностных лиц за охрану правопорядка с целью недопущения обострения межнациональных отношений; оказывать поддержку общественным объединениям (национально-культурные автономии, национальные общественные организации, ассоциации, центры национальной культуры и другие), деятельность которых направлена на развитие национального самосознания народа, как составляющей российского патриотического гражданского сознания; расширять практику создания общественных советов при республиканских и муниципальных структурах управления; органам государственной власти, руководителям муниципальных образований, организаций и учреждений при осуществлении подбора и расстановки кадров максимально обеспечивать представительство народов, проживающих на данной территории, с учетом профессиональной пригодности и предотвращать раскол по национальному признаку в трудовых коллективах;
2) в сфере реализации социально-экономических, культурно - просветительских и образовательных программ:
при принятии решений по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики ориентироваться на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека с учетом особенностей традиционных форм хозяйствования в местных условиях; главной задачей считать улучшение экономического положения народов республики. В республиканских и местных целевых программах предусматривать меры, направленные на реализацию социально-экономических проектов, преодоление безработицы, борьбу с бедностью, создание дополнительных рабочих мест; особое внимание уделять положению коренных малочисленных народов, для чего разработать программу их социально-экономического развития на долгосрочный период; содействовать обеспечению мер социальной поддержки репрессированных народов и казачества;
3) в сфере информационной поддержки реализации национальной политики:
совершенствовать механизмы государственного управления информационными потоками по отражению в средствах массовой информации национальной политики Карачаево-Черкесской Республики; обеспечивать информационную безопасность, укреплять в этих целях государственные ресурсы по мониторингу этнополитических процессов в Карачаево-Черкесской Республике; осуществлять всеобъемлющую информационную поддержку в реализации национальной политики; осуществлять меры по формированию и развитию информационного пространства с учетом полиэтничного состава населения республики, использованию для этого возможностей всех средств информации и, в первую очередь, государственных средств массовой информации для демонстрации достижений культур и традиций народов Карачаево-Черкесии и гармоничной интеграции их в российское сообщество; использовать ресурс масс-медиа для повышения уровня толерантности граждан; способствовать разработке и обеспечению выпуска регулярных программ на языках народов Карачаево-Черкесской Республики по общероссийским, региональным и местным каналам теле и радиовещания и в других средствах массовой информации; содействовать образованию сети центров национальных культур, домов дружбы народов и организации их деятельности за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования; продолжить оказание помощи в развитии книжного издательства, периодической печати, телевидения на языках народов Карачаево-Черкесии;
4) научное обеспечение национальной политики:
при разработке и проведении национальной политики опираться на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценку последствий принимаемых решений; разрабатывать и принимать эффективные программы национальной политики, а также необходимые нормативные правовые акты, призванные регулировать различные стороны национальных отношений; совершенствовать систему подготовки разнопрофильных специалистов, научных и научно-педагогических кадров из числа представителей всех народов республики; считать приоритетными научными направлениями исследования и разработки по проблемам удовлетворения этнонациональных образовательных потребностей и межнационального сотрудничества; систематически, не реже одного раза в полугодие, организовывать на республиканском уровне мониторинг межэтнических отношений, этнополитической и религиозной ситуации, в том числе демографического и экономического положения этнических групп, соответствия гуманитарного образования задаче консолидации народов Карачаево-Черкесии, воспитания гражданина и патриота России; оказывать поддержку и способствовать усилению роли научных структур, ведущих исследования в области национальной политики, разработки проблем межэтнических отношений; содействовать подготовке и переподготовке кадров органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих меры по реализации национальной политики. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к решению задач в сфере межнациональных отношений, с учетом произошедших изменений в жизни многонациональной Карачаево-Черкесской Республики и культурном развитии её народов.
|